План внеурочной деятельности основного общего образования. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы. При составлении плана внеурочной деятельности основного общего образования на 2022/2023 учебный год МКОУ Коростинская СШ руководствовалась следующими нормативными документами: - Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». (с изменениями). - Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” - Приказом Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». (до 2023 года) - Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 года №ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций». - Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций». - Письмо Министерства просвещения от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий». - Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28; - Санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2; - Письмо Минпросвещения России от 07 мая 2020 г. № ВБ 976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»; - Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 18.03.2022 № 1/22); - Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ– 1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно-методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования); - Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»; - Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/; Уставом и образовательной программой МКОУ Коростинской СШ В соответствии с обновленным федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность является составной частью образовательных отношений и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО. следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, задач, принципов, содержания, форм и методов деятельности. Цель внеурочной деятельности: создание условий для выявления и развития способностей обучающихся на основе свободного выбора, постижения духовнонравственных ценностей и культурных традиций. Основные задачи организации внеурочной деятельности при получении начального общего образования: • выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся по отношению к различным видам деятельности; • организовать общественно полезную и досуговую деятельность обучающихся совместно с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта; • создать условия для индивидуального развития обучающихся в избранной сфере внеурочной деятельности; • сформировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в начальной школе; • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; • развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей, неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; • расширить рамки общения обучающихся с социумом. План внеурочной деятельности состоит из двух частей: части, рекомендуемой для всех обучающихся, и вариативной части. Внеурочная деятельность в части, рекомендуемой для всех обучающихся, представлена следующими направлениями: • 1 час в неделю – информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном», целью которых является развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Реализация программы занятий «Разговоры о важном» возложена на классных руководителей; • 1 час в неделю – занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности), целью которых является развитие способности обучающихся применять приобретённые знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью); • 1 час в неделю – занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства), целью которых является развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. В вариативную часть плана внеурочной деятельности включены: • занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов, проектно-исследовательской деятельности, исторического просвещения), целью которых является интеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов; • занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в различных творческих объединениях – музыкальных, хоровых, танцевальных студиях, кружках художественного творчества, школьных музеях, школьных спортивных клубах, спортивных секциях и т.п.), целью которых является удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов; • занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, целью которых является развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений – заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 4 года обучения на уровне начального общего образования не более 1320 часов, в год — не более 330 часов. Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, до 10 часов в неделю на проведение занятий в каждом классе. Принципы организации внеурочной деятельности в МКОУ Коростинской СШ - интерес (поможет укрепить контакты педагогов с детьми, будет способствовать формированию в глазах детей позитивного восприятия школы, уменьшит риск их вовлечения в нежелательные, антисоциальные виды деятельности); - сотрудничество (помогает детям взрослеть, преодолевая свою инфантильность и развивая самостоятельность и ответственность); -доверие (поможет ему сплотить вокруг себя детей и стать для них значимым взрослым, к которому дети больше прислушиваются, чьи требования и просьбы воспринимаются позитивнее, чье поведение и жизненные принципы охотнее воспринимаются ими в качестве образцов для подражания); - неназидательность (содержание внеурочных занятий не должно преподноситься ребенку в форме назиданий, ребенок не должен становиться пассивным потребителем информации, важно дать ему самому делать выводы из увиденного и услышанного на занятиях: спорить, доказывать свою точку зрения, слышать мнения других). Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: - взаимодействует с педагогическими работниками, а так же с учебно-вспомогательным персоналом школы; -организует в классе образовательную деятельность, оптимальную для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; -организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления, -организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся; - ведет учет через карту занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности, учитывая занятость в общеобразовательном учреждении, учреждениях дополнительного образования различной ведомственной принадлежности, учреждениях культуры и спорта; В школе используется модель плана внеурочной деятельности с преобладанием учебно-познавательной деятельности. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и их родителей (законных представителей) и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, викторин, игр, познавательных бесед, диспутов, КВНов, олимпиад, поисковых и научных исследований, проектов, интеллектуальных марафонов, соревнований, спортивных игр, туристического слета, отчетных концертов, конкурсов, выставок, и т.д. Формирование групп обучающихся, желающих освоить те или иные программы, происходит перед началом учебного года по согласованию с родителями (законными представителями) обучающегося. Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем для школьников, игровой площадкой, школьным музеем, актовым залом, музыкальной техникой, библиотекой, кабинетом технологии и информатики ресурсного центра МКОУ Коростинской СШ «Точка роста». Ожидаемые результаты внеурочной деятельности: • развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности; • приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни; • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; • воспитание уважительного отношения к своему селу, школе; • получение школьником опыта самостоятельного социального действия; • формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников; • увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; • воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; • формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; • реализация, в конечном счете, основной цели программы - достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей. Ученик получит возможность научиться: • адекватно использовать речевые средства общения для решения коммуникативных задач; • допускать возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственным мнением; • строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; Таким образом, план внеурочной деятельности позволяет удовлетворить дополнительные образовательные запросы обучающихся, их родителей (законных представителей) несовершеннолетних, обеспечить развитие личности. - При организации внеурочной деятельности в 2022-2023 учебном году аудиторные занятия не превышают 50%. - Все виды внеурочной деятельности строго ориентированы на воспитательные результаты. - Наполняемость групп при проведении внеурочных занятий не превышает 15 человек; Перерыв между учебной и внеурочной деятельности составляет не менее 2 часов; - Продолжительность занятий внеурочной деятельности в 1-4 классах составляет 40 минут, спаренные – 80 минут с перерывом 10 минут. - Образовательные программы внеурочной деятельности разрабатываются в соответствии с требованиями к рабочим программам внеурочных занятий и утверждаются директором школы. - Источник финансирования внеурочной деятельности - внутренние ресурсы ОО, т. е. финансирование внутришкольного дополнительного образования. Форма проведения Количество оплачиваемых часов в неделю I II Всего Направление внеурочной Наименование деятельности рабочей программы III IV 1 1 5 1 1 Часть, обязательная для всех обучающихся. Информационнопросветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности "Разговоры о важном" Занятия по формированию функциональной грамотности Разговоры важном Основы Фунциональной грамотности «Финансовая грамотность» Курс по финансовой грамотности. Занятия, направленные удовлетворение профориентационных интересов Профориентация Кружок «Мир профессий» на Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности ИТОГО о Классный час 1 (классный руководитель) Вариативная часть Шахматы (Точка кружок роста) Музыкальная шкатулка Спортивная секция «Арт-студия «Моё творчество» Волонтеры кружок 1 1 1 0,5 секция 1,5 1 кружок 1 1 1 Волонтерское движение. Орлята России «ЯИсследователь!» (Точка роста) 2 2 2,5 1 1 4 10,5