План внеурочной деятельности муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Коростинская средняя школа» Котовского муниципального района Волгоградской области — документ, который определяет последовательность и распределение по периодам занятий внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности является частью образовательной программы школы, которая разработана в соответствии с ФГОС среднего общего образования (далее — ФГОС COO) Внеурочная деятельность организуется с учетом рекомендаций следующих документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации 2. Санитарные правила CП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» 3. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-p 4. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования" 5. Письмо МО и науки от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательныхпрограмм» 6. Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе проектной деятельности. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 № 09- 1672 7. Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 “О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (до 700 часов за два года обучении, в год — не более 350 часов) с учетом интересов обучающихся и возможностей МКОУ Коростинской СШ Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС COO следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классноурочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Цель внеурочнои деятельности: - Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Занятия внеурочной деятельности способствуют удовлетворению индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей школьника, ориентируют на приобретение образовательных результатов и направлены на решение следующих задач: - воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; - создание условий для овладения школьниками навыками самостоятельного планирования, организации, проведения и анализа наиболее значимых для них дел и проектов различной направленности. - воспитание нравственных чувств и этического сознания; - воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; - формирование личностной, социальной и семейной культуры обучающихся; - формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде; - воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание); - воспитание и социализация, мотивация школьников к участию в различных видах внеурочной деятельности. - учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, формирование и развитие детских коллективов, совместно участвующих в различных видах внеурочной деятельности Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей, их успешность в определенном виде деятельности. Модель организации внеурочной деятельности школы Модель организации внеурочной деятельности школы — оптимизационная, в ее реализации принимают участие все педагогические работники школы (учителя, классные руководители, педагог-психолог и др.). Координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательной организации, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. Механизм конструирования оптимизационной модели: Координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: - взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; - организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления; - организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся; ведёт учёт посещаемости занятий внеурочной деятельности (индивидуальные и общие карты занятости) Полученная информация является основанием для выстраивания индивидуального маршрута ребенка во внеурочной деятельности, комплектования групп (кружков, секций, клубов и др.), утверждения плана и составления расписания внеурочной деятельности обучающихся с учетом возможностей образовательного учреждения. Эффективное конструирование оптимизационной модели внеурочной деятельности опирается на следующие принципы: 1. Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровыми и материально- техническими ресурсами школы, особенностями ООП COO. 2. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления их индивидуальности и субъектности, создаются условия для формирования умений и навыков самопознания, самоопределения и самореализации. 3. Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности означает реализацию максимального количества направлений и видов внеурочной деятельности, предоставляющих для детей реальные возможности свободного выбора, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности для удовлетворения потребностей, желаний, интересов. 4. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности может быть реализована во время каникул. 5. Принцип учета возможностей учебно-методических комплектов, используемых в образовательной деятельности. 6. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. 7. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для его социального окружения. Преимущество организации внеурочной деятельности непосредственно в школе заключается в создании условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня, в содержательном единстве обучения, воспитания и развития в рамках основной ООП COO Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям: Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре; - Духовно-нравственное направление направлено на освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовные ценностей в жизненной практике; - Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: - трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству. - Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность; - Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков. Внеурочная деятельность организуется через следующие формы: 1. Экскурсии; 2. Кружки; 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Секции; Конференции; Олимпиады; Соревнования; Конкурсы; Фестивали; Общественно-полезные практики Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь — это достижение личностных и метапредметных результатов Личностные результаты: - готовность и способность обучающихся к саморазвитию; - сформированность мотивации к обучению и целенаправленнойпознавательной деятельности; - сформированность у обучающихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; сформированность правосознания и экологической культуры; - спосооность обучающихся ставить цели и строить жизненные планы. Метапредметные результаты: - освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий и способность использовать их в познавательной и социальной практике; - самостоятельность обучающихся в планировании и организации сотрудничества с педагогами и сверстниками; - способность обучающихся к построению индивидуальной образовательной траектории; - владение проектной и социальной деятельностью. Ожидаемые результаты от реализации программы внеурочной деятельности: 100% охват обучающихся организованных досугом; достижение личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы. Направления внеурочной деятельности способствуют сплочённости классных коллективов, выявлению одарённых детей, социализации и адаптации детей в социуме. Режим функционирования МКОУ Коростинской СШ устанавливается в соответствии с СанПин 2.4.3648-20 и Уставом школы. Продолжительность внеурочной деятельности учебной недели - максимальная учебная нагрузка учащихся, предусмотренная учебными планами, соответствует требованиям СанПин 2.4.3648-20 и осуществляется в соответствии с планом и расписанием занятий в количестве до 10 часов в неделю. Для обучающихся, посещающих занятия в отделении дополнительного образования образовательной организации, организациях дополнительного образования, спортивных школах, музыкальных школах и других образовательных организациях, количество часов внеурочной деятельности сокращается, при предоставлении родителями (законными представителями) обучающихся, справок, указанных организаций. Внеурочная деятельность организуется во второй половине дня не менее, чем через 40 минут после окончания учебной деятельности. Ежедневно проводится от 1 до 2-х занятий, в соответствии с расписанием и с учётом общего количества часов недельной нагрузки по внеурочной деятельности, а так же с учётом необходимости разгрузки последующих учебных дней. Обеспечение плана План внеурочной деятельности на 2023/2024 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Общеобразовательная организация укомплектована педагогическими кадрами и обладает материально-технической базой для осуществления обучения, согласно данному плану внеурочной деятельности. Программы внеурочной деятельности реализуются в соответствии с запросом обучающихся, их родителей (законных представителей). Занятия внеурочной деятельности осуществляются при наличии рабочих программ, утвержденных на Педагогическом совете Общее количество часов внеурочной деятельности на 1 обучающегося не превышает 700 часов за 2 года. Внеурочная деятельность организована на базе МКОУ Коростинской СШ, а так же структурного подразделения МКОУ Коростинской СШ «Точка роста» План предоставляемых часов внеурочной деятельности В МКОУ Коростинской СШ 2023-2024 учебный год План оплачиваемых кружков, реализующих программы внеурочной деятельности МКОУ Коростинской СШ (недельный) Направление деятельности внеурочной Наименование Форма проведения рабочей программы Количество оплачиваемых часов в неделю Всего 10 11 1 1 2 1 1 2 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 0,5 1,5 0,5 0,5 1 4 4 8 Часть, обязательная для всех обучающихся. Информационнопросветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности "Разговоры о важном" Занятия по формированию функциональной грамотности Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов Разговоры о важном Классный час (классный руководитель) «Финансовая грамотность» Профминимум Курс по финансовой грамотности. Классный час (классный руководитель) Вариативная часть Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности ИТОГО Робототехника кружок (Т.Р.) 3Dмоделировние (Т.Р.) Шахматы(Т.Р.) Музыкальная шкатулка (хоровое пение) Основы безопасности кружок Волонтеры Волонтерское движение. кружок Работа клуба «Школьное лесничество»