План внеурочной деятельности основного общего образования. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы. При составлении плана внеурочной деятельности основного общего образования на 2022/2023 учебный год МКОУ Коростинская СШ руководствовалась следующими нормативными документами: - Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». (с изменениями). - Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” - Приказом Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». (до 2023 года) - Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 года №ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций». - Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций». - Письмо Министерства просвещения от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий». - Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28; - Санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2; - Письмо Минпросвещения России от 07 мая 2020 г. № ВБ 976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»; - Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 18.03.2022 № 1/22); - Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ– 1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационнометодическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования); - Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»; - Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/; Уставом и образовательной программой МКОУ Коростинской СШ План внеурочной деятельности МКОУ Коростинской СШ обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основного общего образования. В рамках реализации ФГОС основного общего образования (ФГОС ООО) осуществляется внеурочная деятельность в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. При реализации плана внеурочной деятельности предусмотрена вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся. В соответствии с решением педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и запросов детей и родителей МКОУ Коростинской СШ деятельность осуществляется через модель плана внеурочной деятельности с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному обеспечению учебной деятельности. Особое внимание уделяется финансовой и функциональной грамотности обучающихся, а также профориентации как важным элементом дальнейшего развития каждого школьника. В соответствии с обновленным Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования организация внеурочной деятельности в школе является неотъемлемой и обязательной частью образовательного процесса в МКОУ Коростинской СШ. План внеурочной деятельности является обязательной частью организационной раздела основной общеобразовательной программы основного общего образования МКОУ Коростинской СШ. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей, и является одной из форм организации свободного времени обучающихся. Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность с учетом рабочей программы воспитания. Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовнонравственных ценностей и культурных традиций. Основные задачи организации внеурочной деятельности при получении основного общего образования: • организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с семьями обучающихся; • выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности; • создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности; • продолжить формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности; • развить опыт творческой деятельности, творческих способностей; • создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; • продолжить развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; • расширить рамки общения с социумом. План внеурочной деятельности состоит из двух частей: части, рекомендуемой для всех обучающихся, и вариативной части Внеурочная деятельность в части, рекомендуемой для всех обучающихся, представлена следующими направлениями: • 1 час в неделю – информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» с целью развития ценностного отношения обучающихся к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Реализация программы занятий «Разговоры о важном» возложена на классных руководителей; • 1 час в неделю – занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности) с целью развития способности обучающихся применять приобретённые знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью); • 1 час в неделю – занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства) с целью развития ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни; В вариативную часть плана внеурочной деятельности включены: • занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на углубленном ровне, проектно-исследовательской деятельности, исторического просвещения) с целью интеллектуального и общекультурного развития обучающихся, удовлетворения их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов; • занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в различных творческих объединениях – музыкальных, хоровых, танцевальных студиях, кружках художественного творчества, школьных музеях, школьных спортивных клубах, спортивных секциях и т.п.) с целью удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощи в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов; • занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся (в том числе в рамках организации работы волонтерсва) с целью развития важных для жизни подрастающего человека социальных умений – заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения. Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения на уровне основного общего образования не более 1750 часов, в год — не более 350 часов. Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, до 10 часов в неделю на проведение занятий в каждом классе. Принципы организации внеурочной деятельности в МКОУ Коростинской СШ: • интерес (поможет укрепить контакты педагогов с детьми, будет способствовать формированию в глазах детей позитивного восприятия школы, уменьшит риск их вовлечения в нежелательные, антисоциальные виды деятельности); • сотрудничество (помогает детям взрослеть, преодолевая свою инфантильность и развивая самостоятельность и ответственность); • доверие (поможет ему сплотить вокруг себя детей и стать для них значимым взрослым, к которому дети больше прислушиваются, чьи требования и просьбы воспринимаются позитивнее, чье поведение и жизненные принципы охотнее воспринимаются ими в качестве образцов для подражания); • неназидательность (содержание внеурочных занятий не должно преподноситься ребенку в форме назиданий, ребенок не должен становиться пассивным потребителем информации, важно дать ему самому делать выводы из увиденного и услышанного на занятиях: спорить, доказывать свою точку зрения, слышать мнения других). Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и их родителей (законных представителей), и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, викторин, игр, познавательных бесед, диспутов, олимпиад, поисковых и научных исследований, проектов, интеллектуальных марафонов, профориентационных бесед, деловых игр, квестов, решения кейсов, изучения специализированных цифровых ресурсов, профессиональных проб, моделирующих профессиональную деятельность, занятий, связанных с освоением регионального компонента образования, посещения ярмарок профессий и профориентационных парков, соревнований, спортивных игр, туристического слета, занятий школьников в различных творческих объединениях, отчетных концертов, конкурсов, выставок, и т.д. Формы внеурочной деятельности сочетают индивидуальную и групповую работу школьников, а также предоставляют им возможность проявить и развить свою самостоятельность. Формирование групп обучающихся, желающих освоить те или иные программы, происходит перед началом учебного года по согласованию с родителями (законными представителями) обучающегося. Внеурочная деятельность в 5-х классах МКОУ Коростинской СШ реализуется на основе модели преобладания учебно-познавательной деятельности. Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем для школьников, спортивной площадкой, игровой площадкой, школьным музеем, актовым залом, музыкальной техникой, библиотекой, медиатекой, медицинским кабинетом, кабинетами технологии и информатики на базе ресурсного центра МКОУ Коростинской СШ «Точка Роста» Ожидаемые результаты внеурочной деятельности: • развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности; • приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни, получение школьником опыта самостоятельного социального действия; • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; • формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников; • воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; • формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; • увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; • реализация, в конечном счете, основной цели программы - достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей. Таким образом, план внеурочной деятельности позволяет удовлетворить дополнительные образовательные запросы учащихся, их родителей (законных представителей), обеспечить развитие личности по всем направлениям. Направление деятельности внеурочной Наименование рабочей программы Форма проведения Количество оплачиваемых часов в неделю Всего План оплачиваемых кружков, реализующих программы внеурочной деятельности МКОУ Коростинской СШ (недельный) 5 6 7 8 9 о Классный час 1 (классный руководитель ) 1 1 1 1 5 1 1 1 1 4 Часть, обязательная для всех обучающихся. Информационнопросветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности "Разговоры о важном" Занятия по формированию функциональной грамотности Разговоры важном «Финансовая грамотность» Курс по финансовой грамотности. Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов Профминимум Классный час (классный руководитель ) Вариативная часть «LEGO мир» (Т.Р.) Робототехника (Т.Р.) «Инфознайка» (Т.Р.) Шахматы(Т.Р.) кружок Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов Музыкальная шкатулка (хоровое пение) Краеведение и туризм (Т.Р.) «Мир в объективе» на Волонтеры кружок Занятия, направленные удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности Волонтерское движение. Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся ИТОГО 1 1 1 1 1 1 0,5 1 кружок кружок 1 1 1 1,5 1 1 1 2 4 17,5 Работа клуба «Школьное лесничество» 3,5 4 3 3